Кто в Киеве копается в вашем мусоре и зачем это нужно

В 2021 году полигон для захоронения мусора № 5 планируют закрыть. За это время киевлянам надо научиться сортировать мусор хотя бы на две категории, чтобы больше уходило на переработку и меньше – на сжигание. Раздельный сбор мусора: перезагрузка – так можно назвать нынешнюю инициативу КГГА. По мнению муниципалитета и частных сортировочных компаний, горожане все еще не готовы сортировать мусор по видам, и решили начать заново и с простого: отдельно органика (так называемые мокрые фракции) и отдельно – сухие фракции. Но мало отсортировать – возьмут ли это потом сами переработчики вторсырья, вот в чем вопрос.

Хотя бы на два ведра и не попутать

Многие уже видели новые контейнеры по городу – это и сетки, и пластиковые, и даже умные с электронной панелью наполнения и на солнечных батареях. Всего их по Киеву установлено 2,5 тысячи, а обслуживает восемь компаний по вывозу и сортировке мусора, частных и коммунальных. Некоторые из этих компаний устанавливают сразу несколько контейнеров: для стекла, бумаги и пластика. Но многие говорят о том, что горожане продолжают в стеклобой выбрасывать и пластиковые бутылки, и пакеты. А в контейнер с пластиком – бумагу. В результате этот контейнер уже не отвезешь сразу на склад или на соответствующий завод, сначала придется отгрузить на сортировку. Поэтому многие предприятия решили устанавливать сразу один общий контейнер под названием «для сухих фракций». Ведь главное условие для успешной переработки вторсырья – его чистота, а значит нельзя допустить смешивания с пищевыми отходами.

Такой сухой мусор привозят на сортировочные линии. Увы, здесь нет таких технологических чудес, как в Европе, когда мусор проверяется и сортируется лазером и воздушными потоками. В Киеве все буднично: около 10 сотрудников на одном складе вручную перебирают привезенный мусор. У каждого сортировщика или сортировщицы свой вид мусора: пластик разных цветов, пакеты и т. д.

Заработная плата сортировщика мусора – 10-12 тысяч гривен, у водителей мусоровозов – 25-30 тысяч гривен, ведь у них больше ответственности. Всего на одном таком складе работает от 20 до 30 человек.

«А сортируют они 100-150 тонн в сутки, хотя плановая мощность – 280 тонн в сутки», — говорит директор компании «Эко-Сток» Евгений Нагорный.

Запах на складе стоит далеко не магазинный, чувствуется, что это часть мусорки. При этом директор другого конкурирующего предприятия с нотками зависти в голосе отмечает, что сырье чистое, в хорошем состоянии, как будто купленное. Из чего сразу напрашивается вывод, что приходится работать с отходами в гораздо худшем состоянии. Это при том что активисты раздельного сбора мусора и сами коммунальщики твердят: бутылки надо ополаскивать перед сдачей, пакеты принимаются только чистые, бутылки из-под жирных веществ вообще не годятся.

Зачем это нужно

Полигон № 5 переполнен, утверждают в КГГА. Сейчас его рекультивируют, а в 2021 году планируют и вовсе закрыть. В августе КГГА планирует провести тендер на разработку регионального плана по обхождению с отходами. Надеются, что среди участников будут и международные фирмы. Уже в августе объявят результат.

«В целом город нацелен на постройку перерабатывающих заводов. Ежегодно Киев продуцирует 1 млн 300 тысяч тонн мусора, из этой массы отсортировывается 7,6-8%», — говорит заместитель главы КГГА Петр Пантелеев.

Значит, до 2021 года надо научиться их сортировать и максимально использовать, а не сжигать.

Кроме того, с января 2018 года, согласно закону «Об отходах», сортировка мусора считается обязательной. Также Министерство охраны здоровья опубликовало проект изменений к «Государственным санитарным нормам и правилам содержания территорий населенных мест», где есть пункт об обязательной установке урн для разных видов отходов. То есть возможность выбрасывать мусор раздельно может стать обязательной де-юре.

А есть ли кому переработать?

Собрать – это только часть дела. Например, многие украинцы включились в сбор отработанных батареек. Проект «Батарейки, сдавайтесь» был основан в 2013 году и превратился во всеукраинскую сеть в 1500 пунктов приема. Но в 2016 году оказалось, что львовский завод «Аргентум», который принял на себя обязательство по переработке этого опасного мусора, не в состоянии справится с задачей. На складе общественного проекта в тот момент находилось уже 50 тонн опасного мусора.

В 2018 году «Батарейки, сдавайтесь» начали партнерство с двумя европейскими заводами: Redux в Германии и Recupyl в Польше. Чтобы оплатить переработку накопленных батареек, нужно более 3 млн грн, и проект теперь ищет спонсоров. Параллельно активисты запустили новый проект – «Коробочки». Специальные коробочки будут устанавливать у себя предприятия, которые готовы сами покрывать стоимость их переработки. Например, две крупные торговые сети, которые продают такой товар, согласились его и собирать. Но это будет только 2% от создаваемого в стране токсичного мусора.

Коробочки для сбора батареек можно было встретить и в ЖЕКах, и в детских садах. В КГГА также планируют объявить тендер на утилизацию этих отходов за рубежом – в Украине соответствующих заводов нет. О результатах тендера обещают сообщить во всеуслышание.

Мусор из других стран дешевле

Каждый вид мусора имеет свою специфику и препятствия на пути к переработке. Например, бумагу или макулатуру сейчас неохотно покупают переработчики.

«К нам хлынул поток из Европы: Польши, Чехии, Словакии, — поясняет директор «Эко-Сток» Евгений Нагорный. – Раньше они свое вторсырье вывозили в Китай. Сейчас Китай запретил принимать, и они повезли к нам. Если наша тонна стоит 3000-4000 грн, то европейская – 2000-2500 грн».

Производителям выгоднее купить вторсырье по более низкой цене.

Почему мусор из Европы дешевле – сортировщики объясняют условиями работы на законодательном уровне. Так у соседей за переработку платят сами производители товаров, а если точнее – покупатели: в цене каждой пластиковой бутылки с напитком заложен процент, который завод потом отчислит в спецфонд, а фонд распределит как дотацию между переработчиками отходов. В Украине тоже была такая норма – постановление Кабмина № 915 «О внедрении системы сбора…» от 26 июля 2001 года. Но около пяти лет назад ее отменили: в 2015 году планировалась комплексная реформа рынка утилизации тары и упаковки. Тогда налоговые эксперты говорили о том, что плата за сбор и утилизацию упаковки и тары взимается как минимум два раза. Видимо, расчистить авгиевы конюшни так и не удалось. Тем не менее, сортировщики считают, что производители напитков и дальше включают этот процент в стоимость своих товаров, вот только никуда не перечисляют.

Против такой платы за утилизацию могут выступить и сами производители упаковки. Например, заводы по производству стекла. Некоторые из них сами имеют сортировочные линии, распределяют стекло по цветам. Закупают дробленное подготовленное сырье даже в Беларуси и не видят причин, по которым должны еще дополнительно что-то компенсировать сборщикам-посредникам. Кстати, стекло, в отличие от пластмассы, имеет не ограниченный жизненный цикл, то есть может переплавляться бесконечно, не требуя утилизации. Интересно, что в Польше стеклобой занимает до 70% в общем объеме сырья, а у нас – всего 30%. При этом производство стекла из вторсырья дешевле (ниже температура плавки, а значит и расход на топливо) и выше качеством.

Нет времени на ошибки

Собственно, объемы сбора сортированного мусора – главный камень преткновения и цель нынешней кампании Киевской администрации и транспортно-сортировочных компаний. Без должного объема качественного сортированного мусора нет смысла этим заниматься вообще. За месяц эксперимента контейнеры для стекла в центре города наполнились всего на 10%. Это объяснимо, конечно, из стекла пьют горожане и туристы в основном в ресторанах и все это успешно идет в мойку.

Если такой результат будет и в спальных районах, то гонять полупустые машины за более чем 100 тысяч евро будет экономически неинтересно. Пока график выемки так называемой сухой фракции, например, у «Киевкоммунсервиса» – два-четыре раза в месяц. Частота приезда машины будет зависеть от активности сбора отходов жителями.

Каждое из восьми предприятий обслуживает свой или несколько районов, но могут договариваться и с отдельными ОСМД или объединением домов других районов. Увы, отдельных сознательных жителей района недостаточно. Жители должны сами договориться, что они готовы все дружно собирать дома мусор хотя бы в два разных ведра и, соответственно, выносить в два контейнера. Такой сбор мусора в теории более выгоден, чем просто вывоз на полигон (который, напоминаю, планируют закрыть). Некоторые сортировщики даже соглашаются пока забрать бесплатно, хотя и говорят, что это невыгодно.

«Желающие установить возле своего дома такие контейнеры могут обращаться на линию 1551 или в профильное управление», — поясняет заместитель главы КГГА Петр Пантлеев.

Контейнеры компании по вывозу мусора устанавливают за свои средства. Город на это средства не расходует. Соответственно, самим компаниям должно быть неинтересно просто вывозить отходы на полигон, они заинтересованы в его дальнейшем сбыте. Весь проект – пока тестовый, через полгода в администрации надеются получить первые результаты и статистику, и понять – куда дальше двигаться.

Резюмируя, есть противоречия в том, кто, кому и сколько должен. Дополнительные налоги возмущают производителей, ведь некоторые из них и сами занимаются переработкой. Необходимы дотации или хотя бы убрать налог на добавленную стоимость – для самих транспортно-сортировочных компаний. Хотят дешевле, а то и бесплатно, вывоз мусора самими жителями. На общегосударственном и на городском уровне это видят несколько иначе: земля слишком ценный ресурс, чтобы ее уничтожать мусором, и стоит поднять налог на прямое захоронение отходов. Тогда раздельный сбор мусора действительно будет дешевле мусоропровода. Стоит отметить, что муниципалитеты той же Польши признают половину своих эко-проектов недееспособными. Так что это долгий путь ошибок и уроков, только вот европейских невозвратных грантов у нас, как у Польши, не будет.

Источник