В странах ЕС на полигоны отправляется минимум отходов, а основная часть мусора сортируется, перерабатывается или сжигается. В Украине же ситуация пока противоположная: в переработку идет только небольшой процент, а основная масса отправляется на свалки. О том, почему у нас пока не работает система сортировки и переработки отходов, и что сделать, чтобы она заработала так же, как в цивилизованных странах, мы поговорили с координатором платформы «Kyiv Green City» Светланой Немеш.

— Итак, начнем с самого основного вопроса. Почему в Украине до сих пор нет мусороперерабатывающих заводов?

— Давай поставим себя на место иностранного инвестора, от которого мы все ждем, что он придет и построит нам мусороперерабатывающий завод. Логично, что он не хочет его открывать где попало. Точно так же, как владелец ресторана или кафе не будет открывать его где-то в безлюдном месте, где не будет клиентов. Очевидно, что инвестор, прежде чем зайти в страну, сначала захочет оценить обстановку и те условия, в которых ему придется работать. Он вложится, если будет понимать, что его деньги вернутся. Но ни от кого, кроме нас с вами, деньги у него взяться не могут. Если мы хотим завод — мы должны будем заплатить за услуги по переработке. Соответственно, это ляжет в наш тариф и нам придется больше платить за вывоз мусора.

— А разве сам факт того, что инвестор получает в свое распоряжение огромные обьемы мусора, не позволяет ему заработать? Ведь мусор — это ценное сырье. Есть мнение, что сортировка мусора и продажа этого сырья — выгодный бизнес.

— Это распространенный миф. Кому-то выгодного его поддерживать, но здесь заложена очевидная манипуляция. Когда говорят «мусор», то подразумевают ресурсоценные компоненты мусора. Да, металл, стекло, пластик — это ценные компоненты, на которых можно заработать. Но ведь это далеко не весь мусор. В основном в мусорных ведрах — пищевые отходы.

— Из них ведь тоже можно делать удобрения.

— Для того, чтобы стать удобрением, мусор тоже еще необходимо переработать. На части мусора действительно можно зарабатывать, но лишь на части. В общей сложности все отходы, которые есть в мусорных ведрах, можно разделить на четыре группы — это биоотходы, вторсырье, отходы, не пригодные для переработки, но пригодные для сжигания (мочалки, памперсы), и инертные отходы, которые можно только захоронить (строительный мусор, битая керамическая посуда). Теперь представим себе инвестора. Когда все это добро приезжает на завод, его нужно сначала отсортировать. Вторсырье отправят на дальнейшую переработку, из органики смогут получить биогаз, а высококалорийную фракцию можно отправить на сжигание, при условии, если есть куда. Проблема в том, что прибыль, которую от этого потенциально можно получить, все равно не окупит затрат инвестора. В данный момент в Украине такая сортировка и переработка не будет рентабельной.

— Но ведь не секрет, что и сегодня на сортировке мусора делают бизнес. Зачастую — компании, которые связаны с городскими властями и имеют доступы к городским полигонам. Всем известно, что на свалках работают люди, которые вручную сортируют отходы, выбирают и продают вторсырье. Получается, что все-таки выгода есть.

— Да, около 30% мусора — это вторсырье, которе кому-то может пригодиться. Но и на него цены не стабильны, так что рентабельность может колебаться. Например, сейчас цены на ПЭТ и макулатуру упали до исторического минимума, так как Китай перестал принимать это вторсырье из Европы, и в ЕС теперь сформировался переизбыток. Поэтому сейчас рыночные цены не делают сортировку и переработку выгодной. Без повышения тарифа на данный момент в любом случае не обойтись.

Кроме того, за рубежом, также несут ответственность производители тары и упаковки — крупные корпорации тоже вынуждены финансировать сбор и переработку отходов. У нас этого тоже пока нет. Мы только ждем закона о расширенной ответственности производителя, который пока на стадии разработки.

— Давай перейдем к конкретным цифрам. Сколько будет стоить построить завод по сортировке мусора?

Чтобы построить завод механико-биологической обработки нужны большие инвестиции. Мы просчитывали, чтобы построить завод на 450 тысяч тонн для Киева, необходимо вложить порядка 70 млн евро. Иностранцы интересуются нашим рынком и очень хотели бы зайти в Украину. Но им нужно понимать, что когда они зайдут и вложат средства, эти деньги потом вернутся. В особенности, если эти деньги кредитные. Соответственно у инвесторов должна быть уверенность, что проект будет окупаем, а такую уверенность им может придать только достаточный размер тарифа. И у нас нет другого выхода, кроме как прекратить заниматься популизмом, и установить нормальный тариф, в который будет заложена стоимость переработки отходов.

Инвестору нужны гарантии, но сегодня мы их просто не можем дать. В 2017-м году был принят закон про жилищно-коммунальные услуги. В нем говорится, что компания, которая выигрывает тендер на вывоз мусора, становится субъектом обращения с отходами. То есть, несет ответственность за весь дальнейший цикл жизни отходов, забирает их и дальше распоряжается по своему усмотрению.

Представьте, что приходит большая компания, которая говорит, что готова построить завод и хочет десятилетний контракт. А им отвечают — у нас тендер только на два года подписан. А что дальше? Неизвестность, как повезет. То есть никто не застрахован от ситуации, когда поменялась компания, и вместо нее пришла другая, которая возит мусор на полигон, а завод ей вообще безразличен. И инвестор попадает в ситуацию, когда ему просто придется повесить на свой завод амбарный замок. В Европе контракты на перевозку и переработку мусора всегда разделены, и нам тоже необходимо к этому придти. Иначе никакие инвесторы сюда не зайдут.

Сегодня наше законодательство не позволяет нам давать инвесторам такие гарантии и поэтому мы сами блокируем заход таких инвестиций. Единственное, что мы можем делать в таких условиях — это строить коммунальные заводы. Этим путем сейчас пошел Львов. Львовяне платят по тарифу, который достаточен для того, чтобы мусор собирать и вывозить. Когда заработает завод, этот тариф либо повысится, либо завод будет субсидировать город. То есть, в конечном счете заплатят все равно налогоплательщики.

— Насколько значительным будет подорожание услуг по вывозу мусора, если тариф повысят? Смогут ли люди вообще потянуть такие суммы?

— Когда говорят, что после введения сортировки мусора тарифы для населения взлетят до заоблачных высот, это не соответствует действительности. Мы делали ориентировочные расчеты. Если взять завод на 450 тыс тонн отходов в год (это около трети всего киевского мусора), то чтобы он окупился за 10 лет, тариф за вывоз мусора должен составлять около 36 евро за тонну. Тонна приблизительно соответствует тому объему мусора, который семья из трех человек выбрасывает за год. Норма на одного человека составляет порядка 330 кг. Вот и считайте. 36 евро с одной средней семьи, 12 евро в год или 1 евро в месяц с человека. То есть, всего за 30 грн в месяц с человека мы можем позволить себе завод, который сможет заменить переполненный 5-й полигон в Киеве. В идеале же столице нужен не один такой завод, а несколько. И если они будут строиться постепенно, а мы будем поднимать тариф раз в несколько лет, то это явно не слишком уж ударит населению по карману. То есть, миф о том, что все это очень дорого стоит, не имеет ничего общего с реальностью. Киев и крупные города Украины точно могут себе это позволить.

— А что по поводу мусоросжигательных заводов? Насколько выгодно топить мусором? Украине не хватает угля и газа, приходится закупать за границей. Может быть, мусор поможет нам добиться энергонезависимости?

— Безусловно поможет, но панацеей сжигание мусора тоже назвать нельзя. С точки зрения использования природных ресурсов, есть смысл сжигать только часть мусора. То, что можно переработать, нет смысла сжигать. Поэтому опыт французов, которые сжигают все подряд, мне лично не очень по душе. Мы сейчас строим инфраструктуру переработки отходов с нуля, и у нас есть сейчас возможность построить ее правильно и продуманно. Все, что можно переработать — нужно переработать. То, что нельзя — можно сжигать и получить энергию.

— А что выгоднее экономически? Сжигать или сортировать?

К сожалению, строительство мусоросжигательных заводов достаточно дорогое. Если строительство завода механико-биологической обработки на 450 тыс тонн, где будет проходить сортировка отходов, получение биогаза и вторсырья, стоит 70 млн евро, то завод в половину меньшей мощности по сжиганию мусора обойдется уже в 150 млн евро. Дорого стоят очистные системы.

— Насколько безопасны такие заводы для экологии?

В интернете пишут много негатива про мусоросжигательные заводы, о том, что это неэкологично и вредно для атмсоферы. И раньше действительно это было так. Например, завод «Энергия», который был построен относительно давно, трудно назвать чистым. Но сейчас строить завод по проектам 1970-х годов уже никто не будет. А современные заводы строятся уже по новым технологиям, и они совершенно безопасны. На них применяется несколько ступеней очистки, а сжигание мусора происходит при очень высокой температуре. Такие объекты сегодня располагаются в жилой зоне европейских городов. Всего в Европе работает около 450 таких заводов.

Тем не менее, в Европе сейчас все равно стараются ту часть отходов, которая доходит до сжигания, уменьшать. В печи и на полигоны там отправляют минимум отходов. Вот это и есть самый правильный подход, к которому нужно стремиться и нам в Украине. Для окружающей среды это оптимальный вариант.

— Если мы внесем необходимые изменения в законодательство, и в Украину придут инвесторы, выгодно ли им будет работать в небольших городах? И если нет, то что делать с мусором, который образуется там?

— В провинции нужно идти по пути объединения нескольких территориальных громад, которые могут совместными усилиями создавать один полигон или один завод по переработки отходов на всех. И пользоваться им совместно. Но это дело будущего. Сейчас в селах даже нормального сбора и вывоза отходов нет. И эта проблема не столько отсутствия инфраструктуры, сколько сознания людей. Селяне часто считают, что можно просто выбросить мусор в ближайший овраг и не понимают, зачем вообще платить за его вывоз.

В любом случае, сначала нужно навести порядок в больших городах. Сейчас это первоочередная задача.

— В Европе людей тарифами приучают к тому, что выгоднее сортировать, чем не сортировать. За вывоз сортированных отходов там банально меньше платят. Может быть, стоит и у нас так сделать?

— В нашем законе о ЖКХ записана такая норма: сбор и вывоз раздельно собранных отходов не оплачивается. Несмотря на устоявшееся мнение, что мусор — это золото под ногами, на самом деле это не золото. Перевозчику, чтобы установить контейнеры для раздельного сбора, собрать из них мусор, сортировать его — нужно вложиться, и для него это сегодня экономически невыгодно. Кто-то должен за это заплатить, но в законе написано, что население не платит. Кто же тогда заплатит?

В Европе за это частично платят организации расширенной ответственности производителя. Эти организации, как правило, имеют фиксированные цели — например, собирать до 35% выработанной ее участниками и выпущенной в оборот упаковки. Крупные производители, вроде «Кока-колы», скидываются деньгами, чтобы наладить систему сбора. А чтобы не строить ее с нуля, чаще всего идут к тем же операторам, которые занимаются сбором отходов и доплачивают им, чтобы забирали собранное таким образом сырье. Вот и получается ситуация, в которой за вывоз смешанного мусора платят люди, а за вывоз раздельно собранных отходов платят те, кто произвел упаковку. Если у нас будет закон про тару и упаковку, такая же система будет работать и в Украине.

К примеру, в Германии работают две параллельные системы. В Мюнхене есть муниципальная коммунальная компания, которая вывозит мусор. Она обслуживает весь город. Но параллельно с ними работают организации расширенной ответственности производителя. У них свои контейнеры. И они живут своей отдельной жизнью.

В некоторых странах устанавливают фандоматы. Там человек может сдать банку или бутылку и получить за это какие-то деньги. Это своего рода трюк. По сути производитель просто таким образом возвращает вам деньги за тару, за которую вы уже заплатили, когда покупали продукцию. Таким образом также в основном работают организации расширенной ответственности производителя.

Источник