Изменение реформы распределения эконалога была подготовлена с целью адаптации государственной экологической политики к международным стандартам.

Средства, выплачиваемые предприятиями в качестве экологического налога, с 2015 года не направляются на экологические нужды, что беспокоит отраслевых экспертов и экологов, и для исправления ситуации народные депутаты Оксана Заружко и Максим Ефимов подготовили законопроект, призванный повысить эффективность использования средств в этой сфере. Об этом сообщили авторы проекта в комментарии для «Апострофа». Представители Верховной Рады отметили, что изменение реформы распределения эконалога была подготовлена с целью адаптации государственной экологической политики к международным стандартам. «У предприятий-загрязнителей нет никаких стимулов, чтобы усиливать внимание к экологическому вопросу.

Поскольку им дешевле оплатить этот экологический налог, чем инвестировать огромные средства в эко-модернизацию. Именно поэтому, изучив опыт наших европейских партнеров, в частности Чешской республики и королевства Швеции, где созданы модели государственные партнерства ключевых отраслей промышленности и энергетики по вопросам экологической модернизации, подобную модель мы хотим ввести и в Украине», — отмечает Заружко. Суть проекта в том, чтобы до 70% экологического налога, который начисляется каждому предприятию, можно было автоматически вернуть в случае, если предприятие провело экологическую модернизацию и доказало ее эффективность.

«Мы предлагаем изменить Бюджетный и Налоговый кодекс таким образом, чтобы у предприятий появились налоговые стимулы вкладывать деньги в долгосрочные проекты экологической модернизации. И после того, как Министерство экологии и природы проведет экспертизу и утвердит, что действительно, эта модернизация — полезна для окружающей среды Украины — до 70% от начисленного экологического налога предприятия могли сэкономить, им эти средства были возмещены. Делаться это будет в автоматическом режиме, вроде того, как это сейчас происходит с налогом на добавленную стоимость», — пояснила автор проекта.

Следует отметить, что указанная проблема обсуждалась специалистами в ходе Международного форума Innovation Market. В тексте резолюции форума отмечается, что тревожные тенденции в вопросе распределения эко-налога возникли сразу после законодательных изменений в 2015 году. «До 2013 года — средства (полученные от эко-налога, — «Апостроф») направлялись в специальный фонд Государственного бюджета, с 2014 года — это общий фонд. С 2015 года исключена норма, которая позволяла предприятиям получать часть средств экологического налога на реализацию экологических мероприятий», — говорится в документе. Таким образом, лишь в 2018 году более 4 миллиардов гривен налогов прошли мимо экологических мероприятий. «Экологический налог в Украине рассматривается как фискальная функция, а не направляется на решение экологических проблем… Средства, которые тратятся на экологическое оздоровление страны, недостаточны и намного меньше размера экологического налога, который платят предприятия-загрязнители», — отмечается в выводах экспертов.

УНИАН