1. Market trends

Polyethylene film is widely used in Ukraine. A feature of this type of product is its versatility. Polyethylene films without additives can be used for packaging, agriculture, construction work. Even if a manufacturer releases a product with a marked area of ​​use, this is often ignored by the consumer. The exception is films with improved properties – polymer and non-polymer additives, reinforcement, metallization. Such materials can cost several times more and are rarely bought for non-core use.

One of the most important factors in the market is raw materials. And here we are talking about the initial raw material – oil, from which polyethylene is then produced. Since Ukraine does not conduct significant oil production, these raw materials are imported, which ultimately is not more profitable than the production of products from imported finished plastic granules. Polyethylene production in Ukraine is very small – about 5 thousand tons in 2018. At the same time, there are a lot of products based on polyethylene, so the import, for example, of polyethylene in primary forms, is about 250 thousand tons annually. Even taking into account re-exports, domestic consumption is approaching 200 thousand tons. At the end of 2019, the total volume of polyethylene imports to the Ukrainian market increased by more than 10% compared to 2018, most of all – in the high-density polyethylene (HDPE) segment

Domestic production of raw materials. There is a production of primary polymers in Ukraine, however, since there are few operators in this industry, the problems of functioning of each of them significantly affect the supply of products. A planned preventive or emergency shutdown of production affects the performance of polymers. Thus, in 2018, there was a significant increase in polyethylene production.

The dependence on imports of the raw material base causes a strong influence of exchange rates on the prime cost and profitability of polymer production. In the manufacture of films and other products, additional elements are used – other plastics, dyes, stabilizers, fillers, etc. Most of them are also imported.

The situation on the world markets directly affects the Ukrainian market. A variety of important events makes price dynamics poorly predictable. So, due to the coronavirus in China this year, the demand for many industrial goods, including polyethylene, will decrease – according to some estimates, demand will decrease by 3 million tons. This will affect the activities of manufacturers around the world.

Another important aspect is the restrictions on the activities of supplier companies. So, in 2017, Ukraine imposed sanctions (supply restrictions) against Borealis, and in 2018, an individual procedure for licensing transactions of Ukrainian companies with a number of foreign companies was introduced, including Sabic Sales Europe BV, the European division of the Saudi polymer manufacturer Sabic, whose products occupy a significant market share. Such situations affect the timeliness of the supply of raw materials and may negatively affect Ukrainian producers, which have 1 supplier.

The constraint on prices is the purchasing power of consumers. As a result, manufacturers are trying to reduce costs by replacing components with cheaper counterparts. One of these substitutes is chalk-filled polyethylene concentrates. The content of calcium carbonate in such concentrates reduces the cost of raw materials, which can reduce the cost of the finished product by 30%. Chalk additives can also partially function as a white dye.

Recycling of plastic waste is one of the ways to obtain raw materials for PE films. This can be both internal waste of the enterprise – scrap, scraps remaining during the production of the main product, and the processing of already used goods. If the first option is common in manufacturing enterprises, then the second is not yet working in full force. The processing problem consists of the lack of both technological and legislative support. Sorting of waste is carried out on a small scale, unable to provide a significant amount of raw materials for film manufacturers.

The table below shows the dynamics of plastic waste disposal – and these are all types of disposal, among which recycling is only a small part.

Table 1

Utilization of plastic waste in Ukraine, thousand tons

2015 2016 2017 2018
Утилизация пластиковых отходов, тыс. тонн 50,7 51,4 13,8 15,6

Among the offers on the market, recycled PE products are most often found in the segment of construction films. When recycled, the quality remains sufficient, and the conditions of use make it possible to disregard possible small impurities.
The determining factor for the film market is the performance indicators of consumer industries: the construction industry, industrial production and trade, indoor farming and growing vegetables and berries.

2. Key market indicators

The capacity of the PE film market in 2019 decreased by 2%. The decline occurred in all segments. The decrease in exports compensated for the drop in production and imports, thus the domestic market itself did not feel significant changes.

table 2

General indicators of the market for PE films, thousand tons

2018 11 м. 2019
Производство 143,9 142,9
Экспорт 23,2 18,6
Импорт 33,2 26,5
Емкость 153,9 150,7
Темп прироста, % -2,1%

Source: according to the State Statistics Service of Ukraine; Pro-Consulting assessment

The assessment of the production of PE films was made based on the reports of companies producing “plates, sheets, films, foil and tapes from polymers”, “Nonwovens” and the assortment of each company. From the category “nonwovens”, only companies that produce agrofibre and similar products were taken into account.

In 2019, the production of PE films slightly decreased, primarily due to a decrease in the performance of industry leaders. In each specific case, the decrease could exceed 40%, but this was offset by the increase in volumes from other players. The total decrease was 0.7%.

3. Foreign trade in the polyethylene film market

Like other market indicators, the export of PE films from Ukraine decreased in 2019. When assessing the volume of supplies, not only films designated as polyethylene were taken into account, but also films designated as simply plastic, without specifying the material.

Table 3

Export of film from Ukraine in 2018-2019, tons

2018 11 м. 2019
Экспорт, тыс. тонн 23,23 18,55

Source: according to the State Statistics Service of Ukraine, the Customs Service of Ukraine, Pro-Consulting estimate

The largest segment is packaging film, agricultural and construction films occupy about a quarter of the natural volume of supplies, which is explained by the lower demand in the foreign market – the presence of many manufacturers, incl. global scale, as well as the presence of many innovative products developed by foreign companies.

The geographical structure over the past two years is very similar, the leaders are Poland, the Czech Republic, Germany and Russia, they account for at least half of the export volume. In 2019, deliveries to Poland and Russia decreased by 30%, to the Czech Republic – by 47%, to Germany – by 12%. Growth was shown by smaller destinations – the Netherlands, Denmark, Azerbaijan, Romania, Latvia, Sweden, etc.

Diagram 1

Geographic structure of film exports from Ukraine in 2018-2019, in kind,%

 

Source: according to the State Statistics Service of Ukraine, the Customs Service of Ukraine, Pro-Consulting estimate

Imports in 2019 also declined in general, with a little more packaging films being delivered.

Table 4

2018 11 м. 2019
Импорт, тыс. тонн 33,24 26,46

Source: according to the State Statistics Service of Ukraine; Pro-Consulting assessment

The main supplies were for packaging film. In 2019, due to a decrease in the absolute volume of supplies, their share increased by 13.5 percentage points.

In geographical distribution, the EU countries are in the lead. As a country of production, the EU is designated for a third or half of imports, while if you add up the “EU countries” and each country that is part of the EU, their share will be up to ¾ of the volume.

Diagram 2

Geographic structure of film imports to Ukraine in 2018-2019, in kind,%

Source: according to the State Statistics Service of Ukraine, the Customs Service of Ukraine, Pro-Consulting estimate

4. Consumption / consumer preferences in the market

Film consumption mainly occurs from the industrial segment, therefore B2B sales will form the basis of the enterprises’ activities.

Diagram 3

The main sales channels for PE films in Ukraine

Source: Pro-Consulting estimate according to the State Statistics Service of Ukraine, the Customs Service of Ukraine

The main sales of large manufacturers go through distributors, but in the case of small manufacturers, the focus is shifted towards direct sales.

Diagram 4

Main consumers of PE films in Ukraine

Source: Pro-Consulting estimate according to the State Statistics Service of Ukraine

The consumers are businesses of all sizes. In terms of purchases, the largest consumers are large enterprises, but it will be difficult for the new operator to start cooperation with them. Therefore, for new and / or small producers, medium-sized businesses will be the main consumer.

The largest consumers are leading companies in the construction industry, the food and beverage industry, which are packaged in group packaging, textiles, furniture, as well as agricultural enterprises that grow vegetables and berries (greenhouse films and mulching are often used), grain (silage sleeves and covering film).

5. Conclusions and forecast trends in the development of the polyethylene film market

The production of polyethylene films is an area of ​​secondary demand and depends on activity in such industries as industrial production of food and non-food products, construction and agriculture. In many segments of industrial production, volumes declined in 2019. For some segments, this is a continuation of the general declining trend of recent years, the level of consumption on their part will not grow in the near future, which will affect the volume of packaging consumption, incl. polyethylene.

According to the forecast of the Ministry of Economic Development, Trade and Agriculture, in 2020-2022. moderate growth is expected in both industry and agriculture. Therefore, the PE film market will not actively grow in the existing directions. Development is possible due to the displacement of other similar materials and products, as well as the expansion of ways of use.
Raw materials will continue to be the main price determining factor in the industry. Domestic production will not have a significant impact on the market due to its inconsistency.

The market for PE films in the foreseeable future remains dependent on imports of raw materials. Polyethylene sellers in the European market warned of price increases in February 2020. The ethylene contract price for February deliveries remained at the level of last December and crude oil prices have dropped significantly recently, but the market is expected to rise as imports from other regions rise.

If negative trends persist, the production of PE films will continue to decline. At the same time, the volumes of consumption still remain significant. A decrease in demand may lead to some redistribution of market shares due to the departure of unprofitable enterprises.

Nowadays, the planet suffers from plastic debris (plastic bags and other products). Now most countries are struggling with this problem at the state level. In Ukraine, they also began to pay attention to this problem, the Verkhovna Rada adopted in the first reading bill No. 2051-1 (they plan to introduce it from 01/01/2022), which prohibits the sale of certain types of plastic bags. Packages that do not meet legal requirements must be disposed of after January 1, 2022. This law shows the level of government concern about plastic waste in the country. In the future, we can expect changes in legislation regarding the use of not only plastic bags, but also other products, in particular, films.

1. Тенденции рынка

Полиэтиленовая плёнка широко используется в Украине. Особенностью этого вида продукции является универсальность. Полиэтиленовые плёнки без добавок могут использоваться для упаковки, сельского хозяйства, строительных работ. Даже если производитель выпускает товар с пометкой сферы использования, это часто игнорируется потребителем. Исключение составляют плёнки с улучшенными свойствами – полимерными и неполимерными добавками, армированием, металлизированием. Такие материалы могут стоить в несколько раз дороже и их редко покупают для непрофильного использования.

Один из важнейших факторов рынка – сырьё. И тут речь идёт об изначальном сырье – нефти, из которой уже потом производится полиэтилен. Поскольку Украина не ведёт существенной нефтедобычи, это сырьё импортируется, что в конечном итоге не является более выгодным, чем производство продуктов из ввозимых готовых пластиковых гранул. Производство полиэтилена в Украине очень невелико – около 5 тыс. тонн в 2018 году. В то же время, продукции на основе полиэтилена производится много, поэтому импорт, например, полиэтилена в первичных формах, составляет около 250 тыс. тонн ежегодно. Даже с учётом реэкспорта, внутреннее потребление приближается к 200 тыс. тонн. По итогам 2019 года суммарный объем импорта полиэтилена на украинский рынок вырос более, чем на 10% в сравнении с показателем 2018 года, больше всего – в сегменте полиэтилена высокой плотности (ПЭВП)

Внутреннее производство сырья. Выпуск первичных полимеров в Украине существует, однако поскольку операторов в этой отрасли немного, проблемы функционирования каждого из них существенно влияют на предложение продукции. Плановая профилактическая или аварийная остановка производства влияет на показатели полимеров. Так, в 2018 году был отмечен значительный рост производства полиэтилена.

Импортозависимость сырьевой базы обуславливает сильное влияние курсов валют на себестоимость и рентабельность производства полимерной продукции. При изготовлении плёнок и прочей продукции используются дополнительные элементы – другие пластмассы, красители, стабилизаторы, наполнители и т.д. Большинство из них также импортируется.

На украинский рынок непосредственно влияет ситуация на мировых рынках. Разнообразие важных событий делает динамику цен слабо прогнозируемой. Так, из-за коронавируса в Китае в этом году уменьшится спрос на многие промышленные товары, в т. ч. полиэтилен – по некоторым оценкам, спрос сократится на 3 млн. тонн. Это повлияет на деятельность производителей по всему миру.

Ещё один важный аспект – ограничения деятельности компаний-поставщиков. Так, в 2017 году Украина вводила санкции (ограничение поставок) против компании Borealis, а в 2018 году был введён индивидуальный порядок лицензирования сделок украинских компаний с рядом иностранных компаний, включая Sabic Sales Europe B.V., европейского подразделения саудовского производителя полимеров Sabic, продукция которого занимает существенную долю на рынке. Такие ситуации влияют на своевременность поставок сырья и могут негативно отразиться на украинских производителях, у которых 1 поставщик.

Сдерживающим фактором для цен является покупательная способность потребителей. В результате, производители стараются снизить издержки путём замены компонентов на более дешёвые аналоги. Одним из таких заменителей является мелонаполненные концентраты полиэтилена. Содержание карбоната кальция в таких концентратах удешевляет сырьё, что может снизить себестоимость готового изделия на 30%. Меловые добавки также могут частично выполнять функцию белого красителя.

Переработка пластиковых отходов является одним из способов получения сырья для ПЭ плёнок. Это могут быть как внутренние отходы предприятия – брак, обрезки, остающиеся во время производства основной продукции, так и переработка уже использованных товаров. Если первый вариант распространён на производственных предприятиях, то второй пока что не работает в полную силу. Проблема переработки состоит из отсутствия как технологического, так и законодательного обеспечения. Сортировка отходов проводится в малых масштабах, не способных обеспечить значимый объём сырья для производителей плёнок.

В таблице ниже представлена динамика утилизации пластиковых отходов – и это все виды утилизации, среди которых повторная переработка – только малая часть.

Таблица 1

Утилизация пластиковых отходов в Украине, тыс. тонн

2015 2016 2017 2018
Утилизация пластиковых отходов, тыс. тонн 50,7 51,4 13,8 15,6

Среди предложений на рынке продукция из вторичного ПЭ чаще всего встречается в сегменте строительных плёнок. При повторной переработке качество остаётся достаточным, а условия использования позволяют не принимать во внимание возможные небольшие примеси.
Определяющий фактор для рынка плёнки – показатели функционирования отраслей-потребителей: строительной отрасли, промышленного производства и торговли, земледелия закрытого грунта и выращивания овощей и ягод.

2. Основные показатели рынка

Ёмкость рынка ПЭ плёнки в 2019 году сократилась на 2%. Снижение происходило во всех сегментах. Уменьшение экспорта компенсировало падение в производстве и импорте, таким образом сам внутренний рынок не почувствовал существенных изменений.

Таблица 2

Общие показатели рынка ПЭ-плёнки, тыс. тонн

2018 11 м. 2019
Производство 143,9 142,9
Экспорт 23,2 18,6
Импорт 33,2 26,5
Емкость 153,9 150,7
Темп прироста, % -2,1%

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Оценка производства ПЭ плёнки производилось исходя из отчётности компаний по выпуску «плит, листов, плёнок, фольги и лент из полимеров», «Нетканых материалов» и ассортимента каждой компании. Из категории «нетканые материалы» учитывались только компании, которые выпускают агроволокно и аналогичные товары.

В 2019 году производство ПЭ плёнок незначительно уменьшилось, в первую очередь за счёт снижения показателей лидеров отрасли. В каждом конкретном случае снижение могло превышать 40%, но это компенсировалось наращиванием объёмов у других игроков. Суммарное снижение составило 0,7%.

3. Внешняя торговля на рынке полиэтиленовой пленки

Как и прочие показатели рынка, экспорт ПЭ плёнки из Украины снизился в 2019 году. При оценке объёмов поставок, принимались во внимание не только плёнки, обозначенные как полиэтиленовые, но и плёнки, обозначенные как просто пластиковые, без уточнения материала.

Таблица 3

Экспорт пленки из Украины в 2018-2019 гг., тонн

2018 11 м. 2019
Экспорт, тыс. тонн 23,23 18,55

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting

Крупнейшим сегментом является упаковочная плёнка, сельскохозяйственная и строительная занимают около четверти натурального объёма поставок, что объясняется меньшим спросом на внешнем рынке – наличием множества производителей, в т.ч. мирового масштаба, а также наличием множества инновационных продуктов, разработанных иностранными компаниями.

Географическая структура за последние два года очень схожа, лидируют Польша, Чехия, Германия и Россия, на них приходится не меньше половины объёма экспорта. В 2019 году поставки в Польшу и Россию сократились на 30%, в Чехию – на 47%, в Германию – на 12%. Рост показали более мелкие направления – Нидерланды, Дания, Азербайджан, Румыния, Латвия, Швеция и др.

Диаграмма 1

Географическая структура экспорта пленки из Украины в 2018-2019 гг., в натуральном выражении, %

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting

Импорт в 2019 году тоже снизился в общем, при этом упаковочных плёнок завезли немного больше.

Таблица 4

2018 11 м. 2019
Импорт, тыс. тонн 33,24 26,46

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Основные поставки пришлись на упаковочную плёнку. В 2019 году за счёт уменьшения абсолютного объёма поставок их доля выросла на 13,5 процентных пункта.

В географическом распределении лидируют страны ЕС. Как страна производства ЕС обозначена у трети-половины импорта, при этом если просуммировать «Страны ЕС» и каждую страну, которая входит в ЕС, их доля составит до ¾ объёма.

Диаграмма 2

Географическая структура импорта пленки в Украину в 2018-2019 гг., в натуральном выражении, %

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting

4. Потребление/потребительские предпочтения на рынке

Потребление плёнки в основном происходит со стороны промышленного сегмента, поэтому продажи В2В будут составлять основу деятельности предприятий.

Диаграмма 3

Основные каналы реализации ПЭ пленки в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины

Основные продажи крупных производителей идут через дистрибуторы, однако в случае с мелкими производителями фокус смещён в сторону прямых продаж.

Диаграмма 4

Основные потребители ПЭ пленки в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting по данным Государственной службы статистики Украины

Потребителями выступают предприятия всех размеров. По объёмам закупок крупнейшие потребители – большие предприятия, однако новому оператору будет сложно с ними начать сотрудничество. Поэтому для новых и/или небольших производителей основным потребителем будет средний бизнес.

Крупнейшие потребители – компании-лидеры в строительной отрасли, отрасли производства пищевых продуктов и напитков, которые пакуются в групповую упаковку, текстильных изделий, мебели, а также сельскохозяйственные предприятия, которые выращивают овощи и ягоды (чаще используется тепличная плёнка и мульчирующая), зерновые (силосные рукава и плёнка для укрывания).

5. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка полиэтиленовой пленки

Производство полиэтиленовых плёнок является сферой вторичного спроса и зависит от активности в таких отраслях, как промышленное производство пищевых и непищевых товаров, строительство и сельское хозяйство. Во многих сегментах промышленного производства в 2019 году происходило сокращение объёмов. Для некоторых сегментов это продолжение общего снижающегося тренда последних лет, уровень потребления с их стороны в ближайшее время расти не будет, что скажется на объёмах потребления упаковки, в т.ч. полиэтиленовой.

Согласно прогнозу Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, в 2020-2022 гг. ожидается сдержанный рост как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Поэтому рынок ПЭ плёнки не будет активно расти по существующим направлениям. Развитие возможно за счёт вытеснения других схожих материалов и изделий, а также расширения способов использования.
Сырьё по-прежнему будет основным ценоопределяющим фактором отрасли. Внутреннее производство не будет иметь существенного влияния на рынок из-за его непоследовательности.

Рынок ПЭ плёнок в обозримом будущем остаётся зависимым от импорта сырья. Продавцы полиэтилена на европейском рынке предупредили о повышении цен в феврале 2020 года. Контрактная цена этилена на февральские поставки осталась на уровне декабря прошлого года, и котировки сырой нефти в значительной степени снизились в последнее время, но на рынке ожидается повышение, поскольку импортные поставки материала из других регионов растут.

При сохранении негативных тенденций, производство ПЭ плёнок и в дальнейшем будет сокращаться. При этом объёмы потребления всё равно остаются значительными. Снижение спроса может привести к некоторому перераспределению долей рынка из-за ухода убыточных предприятий.

В наше время планета страдает от пластикового мусора (полиэтиленовые пакеты и другие изделия). Сейчас большинство стран борются с такой проблемой на государственном уровне. В Украине также начали обращать внимание на эту проблему, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2051-1 (планируют внедрить с 01.01.2022), который запрещает реализацию некоторых видов пластиковых пакетов. Пакеты, которые не соответствуют требованиям закона, после 1 января 2022 должны быть утилизированы. Этот закон показывает уровень обеспокоенности государства о пластиковом мусоре в стране. В будущем можем ожидать изменения законодательства касательно использования не только полиэтиленовых пакетов, но и других изделий, в частности, и пленок.

Источник