Упаковка – как одежда. В ней есть и мода, и новые тренды, и направления, которые ещё только станут массовыми в недалёком будущем. Для предприятия, которое занимается производством упаковки, важно знать, куда двинется рынок, что будет действительно востребовано завтра, а что выйдет за рамки временного хайпа.

Бумага vs пластик

Один из остро модных трендов последнего времени – замена пластика на бумагу. С одной стороны, это выглядит более «экологичным», покупающий товары в бумажном пакете человек чувствует, что он таким образом заботится о природе. Но на практике куда более существенным оказываются чисто тактильные ощущения. Людям просто приятнее держать бумажный пакет в руках.

Однако с практической точки зрения, применение бумаги оправдано в довольно ограниченном количестве случаев. Например, можно и нужно продавать в бумажных пакетах, например, свежий хлеб. Он в этом случае дольше сохраняет хрустящую корку, он пахнет, от багета по дороге можно отломить кусочек. При этом для того чтобы защитить хлеб на пути из пекарни домой, такой упаковки вполне достаточно. Именно поэтому свежий хлеб начали продавать в бумаге задолго до того, как стало модно заботится о природе. И это охотно делают люди, которые могут совершенно не интересоваться проблемами переработки пластика. То же самое касается коробочек для свежих десертов в кондитерской, пакетов в магазине натуральной косметики и т.д.

В большинстве же случаев бумага просто не способна выполнить базовую функцию упаковки – защиты продукта. Мы живём в эпоху крупного промышленного производства, а значит, товар, выпущенный на большом заводе, его ещё нужно довезти до потребителя.

«На этом пути он пройдёт несколько стадий погрузки и выгрузки, проведёт какое-то время на складе, где-то он может попасть под дождь, где-то – упасть на землю. Так что везде, где производство и потребление разделяют не часы, а сутки (а тем более месяцы) придется искать более надёжную, но при этом недорогую упаковку. И здесь альтернативы пластику нет и пока не предвидится», – отмечает руководитель крупнейшей за Уралом компании по производству гибкой упаковки «Нео-Пак» Александр Ладан.

Комбинируй это

Один из парадоксов упаковочного бизнеса сегодня состоит в том, что под воздействием экологической моды у потребителей производители продуктов питания начинают всё чаще заказывать упаковку, которая с точки зрения переработки куда сложнее обычного пластика. Речь идет о комбинированных материалах, когда на внутреннюю поверхность бумажного пакета наносится защитная плёнка. Так, например, упаковывается сейчас мороженое, которому производитель хочет придать «премиальный» имидж. В руках такой стаканчик действительно кажется каким-то более свежим, ведь мы привыкли к мысли, что бумага – это нечто недолговечное (значит, видимо, и содержимое этого пакета тоже только что прибыло с фабрики).

«В реальности же это точно такое же мороженое, что и в обычном пластике. Такая упаковка дороже, но разница в цене окупается более высокой маржинальностью конечного продукта», – говорит Ладан.

Ещё одно перспективное направление, связанное с комбинированием технологий – это нанесение на прозрачную на вид упаковку дополнительных защитных плёнок. Человеку в магазине, конечно же, хочется увидеть, как в реальности выглядит продукт, который стоит на полке в магазине. Но в обычном прозрачном пакете содержимое будет подвергаться воздействию солнечных лучей, что существенно сокращает срок годности.

«Сегодня есть возможность нанести на прозрачный пластик тончайший слой ионов алюминия, который незаметен глазу, но защищает от света», – отмечает руководитель «Нео-Пак».

В результате перед покупателем на полке будет упаковка с «окном», в котором прекрасно видно содержимое пакета, при этом сама упаковка будет обеспечивать привычный срок хранения. Это особенно актуально для снеков, покупка которых носит спонтанный характер, а выкладка обязательно делается в каком-то хорошо освещённом месте.

На ощупь

По мнению Александра Ладана, один из основных трендов среди разработчиков новых упаковочных материалов для сегмента FMCG – это тактильность. Продукту уже мало привлечь внимание покупателя визуально, должно быть приятно просто взять упаковку в руки. И не выпускать её. Для этого используется специальный матовый лак – гладкий на ощупь, но не дающий бликов, потому что такая глянцевая упаковка ассоциируется у потребителя с чем-то дешёвым. Появились тактильные краски, с помощью которых можно выделить часть рисунка или надпись так, что они будут отличаться на ощупь от остальной поверхности. Подобные вещи стоят дороже, но зато с их помощью можно продать потребителю ощущение того, что у него в руках находится что-то особенное.

Перспективные ниши

Рынок упаковки довольно подвижен и следует за спросом на товары и услуги, которые в ней нуждаются. И здесь самый заметный рост демонстрирует онлайн-торговля. В этом году и в России впервые самым крупным ретейлером одежды стал интернет-магазин Wildberries, опередивший огромную сеть группы «Спортмастер» (кроме одноимённых спортивных магазинов включает марки Ostin и Fun Day). И вот тут пластику нет замены. Если в обычном магазине майки и джинсы можно сложить в бумажный пакет, и это будет даже выглядеть стильно, то для интернет-торговли это не годится.

«В случае, когда посылка идет из распределительного центра, расположенного за тысячи километров, защитить содержимое от влажности, грязи, пыли и прочих неприятных вещей может только старый добрый пластик», – констатирует Александр Ладан.

Из менее ярких, но всё равно заметных тенденций можно отметить рост объёмов продаж всевозможной еды для животных – от собачьего корма до каких-то смесей для грызунов. Городские жители испытывают дефицит общения, и домашние питомцы оказываются единственными друзьями, которых человек точно может себе позволить. Это, конечно, грустно, но для производителей упаковки растущий спрос на корма для домашних животных означает просто новые возможности для развития.

Ещё одно перспективнейшее направление развития упаковочного бизнеса – доставка еды. Как таковая эта услуга существует давно, однако в последние несколько лет здесь наблюдается настоящий взрыв. Особенно это характерно для крупных городов с их бесконечными пробками, большими расстояниями и вечной нехваткой времени. Развитие сервисов вроде «Яндекс.Еда» привело к тому, что человеку уже не нужно никуда ехать или идти – любые блюда любой кухни ему привезут домой или в офис

«Здесь мы, конечно, конкурируем с производителями гофротары, картона и т.д. Но для целого ряда блюд эти материалы не подходят. А вот дешевый, легкий пластик здесь оказывается идеальным решением», – отмечает руководитель «Нео-Пак».

Биопластик

В связи с ростом экологической озабоченности нельзя не вспомнить и о таком направлении, как биоразлагаемые пакеты. С потребительской точки зрения это точно такая же упаковка – её прочность ничуть не ниже. Но, оказавшись в земле, такой материал, действительно, растворяется куда быстрее обычного пластика за счёт специальных добавок. Технически это просто один из видов продукции предприятий, выпускающих пакеты. И клиенты могут их заказать, если сочтут, что такую упаковку хорошо воспримут потребители. В России подобных покупателей пока немного, но они есть. И в случае равного выбора между, например, двумя сетями супермаркетов, подобный покупатель вполне может выбрать ту, где есть биоразлагаемые пакеты, просто потому, что не будет чувствовать вину за вред, который он причиняет природе. Разумеется, с самими этими пакетами не всё так просто. Хитрость в том, что биодобавка начинает эффективно работать только при достаточной степени концентрации. То есть пакетов таких должно быть достаточно много. Но это только стимул для увеличения их продаж.

Сумки вместо пакетов

Борьба за сокращение пластиковых отходов открывает перспективы в производстве более прочных пакетов и сумок, которые можно использовать многократно. Ведь, значительная доля покупок производится не спонтанно. Люди специально приезжают в магазин со списком. А значит, вполне могут взять заранее и тару, куда можно будет сложить покупки. В Европе этот процесс давно идёт, и подстёгивается он тем, что магазины отказываются от бесплатных пакетов (это и экологично, и позволяет зарабатывать на продаже пакетов). И покупатель оказывается перед выбором – платить понемногу, но каждый раз за одноразовый пакет, или купить более прочный, который прослужит месяц (а то и больше). Полимерные материалы в любом случае позволят предложить лучшее соотношение цены и качества. Просто изменится модель потребления – вот и всё.

Пакеты из пакетов

Как бы то ни было, но проблему полимерных отходов нужно решать. И самый естественный шаг здесь – просто активнее их перерабатывать.

«Технологии уже сегодня позволяют применять вторичные гранулы для производства упаковки даже для пищевых продуктов, хотя российские правила этого не позволяют. Но вполне разумно предположить, что этот запрет будет в обозримом будущем снят, поскольку открывает дополнительные возможности для использования вторичного сырья», – рассуждает Александр Ладан.

Но и в нынешней ситуации сбор и переработка использованных материалов – это путь к снижению себестоимости, эффективность которого может ещё вырасти, если государство начнёт более активно стимулировать предприятия этим самым вторичным сырьём заниматься.

Упаковка на базе полимерных материалов в своё время сделала настоящий переворот в транспортировке, хранении и повседневном использовании многих товаров и продуктов питания. Потребность в ней будет расти и дальше. И для предприятий, которые работают в этом бизнесе, работы хватит надолго. Главное – не упустить то многообразие возможностей, которые имеются даже

Источник