Безымянный1Погрязли в мусоре

Украина утопает в мусоре. 95% твердых бытовых отходов (ТБО) в стране отправляются на свалки. Половина из них работает нелегально. Система обращения с отходами в Украине уже много лет находится в упадке.

Чтобы осознать важность проблемы ТБО и опасность, которая кроется в свалках и полигонах, достаточно представить себе грузовой поезд из 650 000 вагонов, наполненных мусором. И это только учтенные и санкционированные отходы, собранные лишь в 2015 году: более 11 млн т. Система сбора бытовых отходов охватывает лишь 78% населения, а значит реальный объем еще на 15-25% больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

327

свалок перегружены, а 1339 свалок (24% от общего количества) не соответствуют нормам экологической безопасности.

516
мусорных свалок нуждаются в рекультивации. Фактически рекультивированы из них только 86.

464
новых мусорных полигона нужно построить Украине, по оценкам Министерства экологии и природных ресурсов.

Куда уходит мусор
Сколько отходов может переработать Украина

По прогнозам международных экологических организаций, к 2025 году в Украине накопится 17 млн тонн отходов.

В Минэкологии говорят, что благодаря внедрению в 575 населенных пунктах раздельного сбора бытовых отходов, работе 22 сортировочных линий, 1 мусоросжигательного завода и 3 мусоросжигательных установок удалось переработать и утилизировать около 5,76% бытовых отходов. Из них 2,72% сожгли, еще 3,04% отходов попали на заготовительные пункты вторсырья и переработку.

Бизнес утверждает, что проектов по раздельному сбору мусора в стране гораздо меньше. Они есть всего в трех-пяти небольших городах.

По данным Статистической службы Европейского союза (Евростат), для переработки сортируется только 4-6% всех украинских отходов. В странах ЕС этот показатель достигает 39%. При этом украинцы платят за вывоз мусора 26-37 центов в месяц. То есть ежемесячный счет для семьи из четырех человек не превышает $1.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако показатель раздельного сбора отходов отчасти манипулятивен. Например, если в городе есть несколько контейнеров для раздельного сбора или пункты приема вторичного сырья, сбор считается раздельным. На самом деле это не так, что и подтверждает процент переработки и утилизации отходов.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже по итогам текущего года общая масса использованной упаковки для продукции, по экспертным оценкам, достигнет 3,9 млн т, или 90 кг на каждого украинца. Самая большая доля в этом объеме придется на отходы из стекла. При этом, если взять во внимание ставки экологического налога на упаковку, которые содержатся в пакете налоговых законопроектов, для стеклянной тары этот показатель самый низкий.

В Министерстве экологии и природных ресурсов о проблеме с отходами знают. Ведомство планирует создать систему комплексного обращения с бытовыми отходами и привлечь к этому процессу частный сектор в качестве операторов и инвесторов.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Для запуска реформы в Украине должна начать действовать Национальная стратегия обращения с отходами, предварительный вариант которой опубликован на сайте Минэкологии. В документе перечислены принципы иерархии отходов, а также заложены основы расширенной ответственности производителей и использования экологического налога на захоронение бытового мусора.

Как сократить количество отходов
Предложения Министерства экологии и природных ресурсов

БезымянныйОтходы в законах

Решить мусорную проблему уже несколько лет пытаются не только бизнес и активисты, но и Верховная Рада. В парламенте зарегистрированы более 20 законопроектов, которые касаются обращения с отходами упаковки. Ни один из них пока не получил финального одобрения. Система обращения с отходами остается размытой.

Безымянный1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговый пакет

Летом 2016 года группа депутатов в один день зарегистрировала пять законопроектов, которые касаются введения экологического налога на упаковку для производителей и импортеров упаковки и тары. Депутаты предложили взимать с производителей упаковки и товаров в упаковке налог, а собранные средства использовать для компенсации затрат на утилизацию бытового мусора.

В частности, законопроект № 4837 предусматривает, что экологический налог, который берут за производство и импорт упаковки и товаров в упаковке, идет на компенсацию стоимости утилизации бытовых отходов. А экологический налог на размещение малоопасных ТБО – на компенсацию затрат по рекультивации полигонов и свалок, а также строительство новых полигонов.

Ставки налога на упаковку устанавливает законопроект № 4836.

tild3463-6135-4234-a335-353835343030__vvd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В то же время, по мнению бизнеса, подход, изложенный в налоговом пакете, противоречит национальному законодательству. В соответствии с Бюджетным кодексом, налоги тратятся на содержание бюджетных организаций, а не коммерческих, как предусмотрено данными законопроектами. К тому же законопроект №4836 де-факто вводит двойное налогообложение: экологический налог для производителя за выпущенную им упаковку, а затем налог за размещение этой же упаковки (не ее производителями) в специально отведенных для этого местах.

Выводы антикоррупционного комитета неутешительны: законопроекты содержат коррупционные нормы. Есть риск создания территориальных монополий, которые устанавливают цены на свои услуги без всякого регулирования со стороны государства или местных органов власти.

Также законопроекты № 4835-4838 блокируют создание системы расширенной ответственности производителей. Ведь для предприятий, которые выбрали данную модель и решили самостоятельно или через организации расширенной ответственности производителя выполнять свои обязательства, а не платить налог, норма утилизации устанавливается на уровне 100%. К тому же вводится необоснованный дополнительный барьер в виде финансовой гарантии для организаций расширенной ответственности производителя в объеме 1 млн евро, размер которой не зависит от объема утилизируемых и переработанных отходов упаковки, а следовательно, не может быть гарантией выполнения обязательств.

Налоговый пакет не устанавливает нормативов сбора и утилизации отходов упаковки и бытовых отходов. В результате утилизироваться будут только те отходы, которые легче собрать. А за счет бюджета будет происходить обычное захоронение таких отходов, а не их полезное использование путем переработки, поскольку нормы переработки не установлены в принципе.

Ожидаемые затраты бизнеса в случае введения налога на упаковку в 2017 году

  1. 1 млрд грн
    сумма налога на упаковку за стеклянную тару
  2. 3,4 млрд грн
    население заплатит за комбинированную упаковку
  3. 1,5 млрд грн
    сумма налога на утилизацию бумаги и картона
  4. 540 млн грн
    сумма налога на деревянную, органическую и металлическую упаковку

Депозитная система

На рынок Украины ежегодно поступает более 13 млрд тонн тары из пластика, металла, стекла и других материалов. Большинство этой тары попадает на свалки в качестве бытовых отходов. Как упорядочить процесс? Одним из возможных экономических инструментов может стать депозит тары пищевых напитков. Закон № 5614 предусматривает создание депозитной тары – бутылки, которая оплачивается при покупке товара и маркирована специальной этикеткой. Система депозитной тары должна включать операторов депозитной системы, точки сбора, счетные центры, потребителей, точки реализации пищевых напитков, производителей, импортеров и т.д. А также механизм возврата залоговых средств потребителю. Интересно, что действие закона касается только тары из-под пищевых напитков и не учитывает крепкий алкоголь, транзитную и экспортную продукцию, упаковку из-под детского питания.

Применение депозитной системы тары, по мнению депутатов, должно способствовать увеличению сбора отходов. Такая система реализована во многих странах Европы: Германии, Финляндии, Чехии, Норвегии, Эстонии, Хорватии. Она позволяет собирать до 90% отходов тары, однако стоимость внедрения такой системы в разы выше, чем раздельного сбора и расширенной ответственности производителей.

При этом предприниматели отмечают, что депозитная система не устанавливает никаких нормативов переработки и утилизации отходов и не дает стимулов для защиты окружающей среды. Средства, уплаченные в виде депозита, остаются в системе и не используются для охраны природы

Как работает депозитная система
(согласно законопроекту № 5614)

Безымянный

 

 

 

 

 

 

Мировой опыт внедрения депозитной системы

Германия
Введение депозитной системы в Германии привело к падению доли экологически чистой упаковки с 71% до 46% в 2004-2014 годах и, как следствие, к ежегодному увеличению отходов пластика до 400 000 тонн. Внедрение депозитной системы в Германии стоило около 726 млн евро, а ежегодные расходы на ее функционирование составляют 793 млн евро.

Эстония
Организация сбора 1 тонны отходов упаковки в депозитной системе Эстонии стоит 900 евро. В то же время средние затраты в трех организациях расширенной ответственности этой же страны составляют 122 евро, то есть депозитная система в 7,4 раза дороже системы расширенной ответственности производителя.

Испания
Последнее исследование, проведенное тремя академическими институтами в Испании показывает, что затраты на введение депозитной системы для сбора использованной упаковки для напитков вырастут на каждого жителя страны с 10,6 до 48,7 евро в год. В целом в стране годовые затраты в связи с введением депозитной системы увеличатся с 492 млн евро до 2261 млн евро, то есть в 4,6 раза.

Селективные системы по сбору отходов упаковки из всех видов материалов и принудительные депозиты вместе обычно собирают около 70% доступных материалов. Но стоит учитывать цену вопроса. По данным отраслевых исследований, сбор одной тонны отходов упаковки из всех видов материалов стоит 320-770 евро, а сочетание сбора отходов упаковки и расходов на депозиты обходится уже в 790-1200 евро за тонну.

Бизнес опасается, что введение депозитной системы, предложенной депутатами, приведет к нарушению международных обязательств Украины, поскольку, в соответствии со ст. 365 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, направления институциональных реформ, в том числе в сфере управления отходами и ресурсами, должны быть определены соответствующей стратегией.

Расширенная ответственность производителей

Основы расширенной ответственности производителей упаковки и товаров в упаковке прописаны в законопроекте № 4028. Его принципы полностью соответствуют Национальной стратегии обращения с отходами. Согласно законопроекту, производители должны создать организации расширенной ответственности, благодаря которым в первый же год работы будет утилизировано 25% отходов упаковки, а через пять лет уже половина всех отходов упаковки будут перерабатываться.

Обязательство по созданию такой системы возложено на бизнес, который своими силами должен финансировать все звенья цепи по обращению с отходами и управлять ими. Государство устанавливает достижимые нормативы по сбору и утилизации отходов упаковки, контролирующие органы следят за исполнением этих норм и могут штрафовать в случае их невыполнения.

tild6461-3031-4339-b765-613262656561__noroot

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такая система успешно работает в большинстве стран ЕС. Производитель становится ответственным за весь жизненный цикл продукта, в том числе за его утилизацию. Ответственность производителей может быть организационной или финансовой. Национальные законодательства дают компаниям возможность

реализовывать расширенную ответственность самостоятельно или финансировать работу организации, координирующей раздельный сбор и сортировку отходов упаковки.

В ЕС расширенная ответственность производителей распространяется на электронное оборудование, батареи, шины и вышедшие из употребления транспортные средства, в то время как директива ЕС «Об упаковке и отходах упаковки» лишь косвенно требует от национальных правительств принимать меры, ориентированные на внедрение расширенной ответственности для упаковки.

tild6562-6536-4830-b931-376561616666__233

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три подхода к реализации принципа расширенной ответственности производителя в Европе

1
Практика объединения производителей и создание неприбыльной организации. Возможно существование нескольких таких организаций, в которые направляются средства на утилизацию использованной продукции. Организация в свою очередь занимается выполнением обязательств, направлением средств, отчетностью. Такие модели используют Польша, Австрия, Франция и Испания.
2
Налогообложение для производителей. Средства, полученные от этого налога, государственные органы направляют на управление отходами. Такая система существует в Дании, Венгрии.

3
Комбинированная система. У производителя есть возможность либо уплатить экологический налог, либо стать членом неприбыльной организации. Такое возможно в Хорватии, Эстонии, Латвии.

Наиболее высокий уровень переработки в четырех странах – Словении (61%), Австрии (58%), Бельгии (55%), Голландии (51%).

  • 26 стран – участниц ЕС уже внедрили систему расширенной ответственности производителей упаковки
  • 47% упаковки было переработано в ЕС
    в 1998 году, когда расширенную ответственность внедрили 15 стран
  • 65% упаковки переработали в ЕС в 2012 году, когда расширенную ответственность внедрили 26 стран

Безымянный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 апреля 2017 года профильный комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики принял решение рекомендовать парламенту принять законопроект №4028 в первом чтении. В ближайшее время планируется вынесение этого законопроекта на рассмотрение народных депутатов.

За утилизацию в конечном счете все равно платит потребитель, поэтому механизм расширенной ответственности производителя, который будет вводиться в Украине, должен быть максимально прозрачным.

Источник